Либерализм и патриотизм «на пальцах»В последние годы на Руси заметно крепнет патриотическое направление мысли. Однако единственной внятно сформулированной, систематически продвигаемой и «по умолчанию» подразумеваемой идеологией, к сожалению, по-прежнему остается либерализм. До поры до времени, в условиях постоянного экономического роста, могло казаться, что их сосуществование вполне возможно. Но сейчас, наверное, всем уже очевидно, что они прямо противоречат и взаимно исключают друг другу. Либо патриотизм, либо либерализм. Обычный человек не будет разбираться в тонкостях либеральной идеологии, но может подпасть под ее пагубное влияние. Значит, разобраться за него, донести до него и уберечь его от либерального падения должны мы. И сделать это просто, ясно и доступно. Что называется, на пальцах.

Об этом как раз статья. В ней я предлагаю простейшее, на мой взгляд, объяснение того, чем различаются либерализм и патриотизм. Объяснение, обращающееся напрямую к мировоззренческим основам – не проговариваемым, а потому самым глубинным.

Итак, патриотизм (в какой бы форме он ни выступал – православно-монархический, советско-коммунистический, евразийский и т.д.) непременно исходит из простой и очевидной для носителей патриотической идеи мысли, что:

  1. целое всегда важнее простой механической суммы всех своих частей;
  2. целое не сводится к сумме частей;
  3. целое всегда предшествует своим частям;
  4. только в целом часть является частью;
  5. без целого часть жить не может.

Короче говоря, целое важнее своих частей. В качестве целого можно рассматривать любую общность. Например, народ, религиозную принадлежность, языковую группу или даже семью. Так мы приходим к понятию идентичности, объединяющему отдельных своих носителей так же, как целое объединяет свои части. Любая идентичность возможна только через признание главенства целого над частью.

Возьмем семью. Патриотическое понимание семьи – это не просто временное проживание в одном доме нескольких человек. Да, семья состоит из этих человек, но предшествует им, как бы довлеет, нависает над ними своей значимостью, наполняет их проживание объединяющей «идеей семьи». Даже когда мужчина и женщина только вступают в брак, они уже перестают быть просто мужчиной и просто женщиной, они как бы «прирастают» дополнительной значимостью. Недаром апостол Павел, говоря о семье, сказал, что «тайна сия велика» (Еф. 5, 32). Как ее разгадать? Да все так же – через признание главенства целого над частями.

То же самое и в отношении Отечества. Да, оно состоит из нас, но предшествует каждому человеку, давая жизнь каждому из нас. Без Отечества мы – никто. Как «жена от мужа и муж через жену» (1 Кор. 11, 12), так и мы все – отОтечества, а Отечество через нас. Поэтому Отечество – наша большая семья, а семья – малое отечество. Да и само слово «патриотизм» происходит от греч. πατέρασ – отец, что явно указывает на семью.

Таков патриотический взгляд на что угодно: вначале идет общность, превосходящая по значению сумму всех своих членов.



Однако в основе либерализма лежит другой взгляд. Он исходит из того, что существуют лишь отдельные вещи, части, индивиды, а целое есть абстракция, выводимая из этого множества. Какая бы ни была сумма частей, эта абстракция не может быть важнее отдельной части, поскольку реальна только она – отдельная часть, отдельный предмет, отдельный индивид. Все, что помимо этого, – воображение ума, не более.

На этом основании вводится постулат о верховенстве прав и свобод отельного индивида, а интересы общества объявляются химерой, под прикрытием которой притесняются права отдельной частички, этого социального атома, автономного индивида, суверенного гражданина.

Обратите внимание, что в последнем понятии суверенитет переносится с государства на гражданина. Гражданин становится сам по себе, безотносительно к своему гражданству. Он становится гражданином глобальной нации, гражданином мира. Такова мировоззренческая подоплека глобализма.

В основе доминирующего до сих пор либерального дискурса «по умолчанию» упаковано представление об онтологическом превосходстве части над целым, реального индивидуального над якобы абстрактным целым. (Истоки этого взгляда восходят к европейской средневековой философской линии номинализма.)

Поэтому для человека, придерживающегося таких взглядов, Отечество – это пустая абстракция, т.к. есть лишь отдельные люди. Народ – это простое множество граждан, проживающих на какой-то территории. Семья – это временное совместное проживание по согласию. И так далее.

Но в силу того, что Русской цивилизации органически присуще именно патриотическое целостное представление, наша задача состоит в том, чтобы очищать дискурс от либерального «душка», вскрывая его разлагающую подоплеку. Конечно, простому народу нет дела до всяких теоретических тонкостей, но объяснить на пальцах разницу между русским патриотическим и западным либеральным мировоззрением каждому из нас вполне по силам.

Разумеется, говоря в этой статье о патриотизме и либерализме, я существенно упростил картину, но для простоты понимания она вполне годится. И когда наш народ явственно поймет, ЧТО ему предлагают под видом «прав и свобод», он навсегда отринет либеральную приманку. Больше мы на эту удочку не попадемся!

Евгений Чернышёв, Донецк



Источник: krasvremya.ru